этап при коррекции неправильного звукопроизношения. Следует за постановкой звука. Поставленный звук вводится в слова, фразы, самостоятельную речь путем применения специальных упражнений;
отсутствие или недоразвитие речи у детей вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи);
АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА
возникает при алкоголизме матери во время беременности. При этом синдроме умственная отсталость различной степени сочетается с комплексом специфических соматических и неврологических нарушений и пороков развития:
микроцефалией, черепно-лицевыми аномалиями, задержкой роста, пороками развития внутренних органов и др. Отмечаются нарушения поведения;
АМБИДЕКСТРИЯ
умение одинаково владеть правой и левой рукой;
АМИМИЯ
отсутствие мимических движений, наблюдается при парезах, параличах;
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
подготовительные упражнения, целью которых является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков;
АРТИКУЛЯЦИЯ
деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука;
АСТЕНИЯ
нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или травматических поражений мозга и проявляющаяся в повышенной утомляемости, раздражительности и сниженной работоспособности;
АУТИЗМ
замкнутость, отгороженность от внешнего реального мира, погружение в мир собственных внутренних переживаний;
АФФЕКТ
нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при травмирующих обстоятельствах. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой;
ГАЛАКТОЗЕМИЯ
наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена аминокислоты галактозы;
ГИДРОЦЕФАЛИЯ
водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа. При значительном увеличении её количества может наблюдаться большая гидроцефалическая форма черепа с резко выдающимися лобными и теменными буграми.
Иногда тяжёлая гидроцефалия может повлечь за собой умственную отсталость, церебральные параличи, нарушение слуха и речи;
ГИСТИДИНЕМИЯ
наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена аминокислоты гистидина. Характерным признаком является наличие сложного дефекта: сочетание умственной отсталости с тяжелым недоразвитием речи - моторной алалией,
нарушениями поведения, двигательными расстройствами в виде недостаточности равновесия и координации движений. При тяжелых формах заболевания наблюдаются также судорожные припадки, частыми являются дефекты слуха;
ДЕБИЛЬНОСТЬ
легкая степень умственной отсталости, позволяющая учиться ребенку во вспомогательной школе, а в дальнейшем выполнять несложные трудовые процессы, обслуживать самого себя;
ДЕМЕНЦИЯ
распад сформированных интеллектуальных функций, т. е. приобретенное слабоумие. Характерным признаком деменции является не только снижение интеллекта, но и нарушение умственной работоспособности, памяти, внимания,
произвольной регуляции и мотивации. Часто наблюдается несоответствие между глубиной личностных расстройств и степенью интеллектуальной недостаточности. Личностные расстройства оказываются более выраженными: наблюдается снижение критики, примитивность эмоций в более выраженной степени, чем снижение интеллекта.
Выделяют органическую, в том числе травматическую, эпилептическую и шизофреническую деменцию;
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Выделяются самостоятельные области дефектологии: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия;
ДИЗАРТРИЯ
нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (иннервация снабжение органов и тканей нервами). Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого нёба, языка,
губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным;
ДИСГРАФИЯ
расстройство письменной речи. При дисграфии письмо осуществляется с грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил.
ДИСЛАЛИЯ
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
ДИСЛЕКСИЯ
нарушение процесса чтения. При дислексии чтение носит угадывающий характер, темп его резко замедлен, одновременно нарушается и письмо. В основе дислексии чаще всего лежат отклонения в развитии устной речи,
выражающиеся в ограниченном словаре, нарушении грамматического оформления речи, а также в неполноценном фонематическом слухе и недостатках произношения;
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
нарушение нормального темпа психического развития;
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО
расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале;
ИННЕРВАЦИЯ
снабжение органов и тканей нервами;
КОРРЕКЦИЯ
исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий;
ЛОГОПЕДИЯ
наука об изучении, обучении и воспитании лиц с нарушенной речью, отрасль специальной педагогики;
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД)
сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными её признаками являются: повышенная возбудимость, непоседливость, эмоциональная неустойчивость,
умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, недостаточная сформированность интеллектуальной деятельности;
МОТОРИКА
система двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика
развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции;
НЕВРАСТЕНИЯ
главными внешними проявлениями являются: повышенная психическая утомляемость (астения), плохая концентрация внимания, "раздражительная слабость" (легко раздражается, но вспышка быстро гаснет из-за астении), невыносливость.
Возникает конфликт между возможностями и потребностями (ребенок не в состоянии, несмотря на сильное желание, утвердить себя в каких-то важных для него областях);
НЕВРОПАТИЯ
болезненно повышенная нервная чувствительность;
НЕВРОТИЗАЦИЯ
состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой;
НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения;
страхи, ухудшающие временно настроение и сон, состояние подавленности (депрессии) при расставании; заостренные переживания в связи с наличием заболевания или физического дефекта и т. д.;
ОЛИГОФРЕНИЯ
недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка;
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей, раздел дефектологии;
ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА
возникают из-за нарушений развития плода во внутриутробном периоде, в результате родовых травм, асфиксии, перенесенных сотрясений мозга, мозговых инфекций, отравлений, нарушений кровоснабжения мозга и по некоторым другим причинам.
Одним из наиболее частых симптомов органического поражения мозга является снижение моторного контроля, т.е. нарушения в работе нервного аппарата, управляющего движениями. Это приводит к нарушениям крупной моторики (ходьбы, бега, прыжков и т.п.) и мелкой моторики (движений кисти и пальцев при письме, рисовании, работе с инструментами).
Часты сенсомоторные нарушения. При органических поражениях мозга обычны также нарушения памяти, внимания и некоторых других психических функций;
ОРГАНЫ РЕЧИ АКТИВНЫЕ
подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое нёбо и т.д.);
ОРГАНЫ РЕЧИ ПАССИВНЫЕ
неподвижные органы речи, неспособные к самостоятельной работе и являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твёрдое нёбо, зубы и т. д.);
ОТРАЖЁННАЯ РЕЧЬ
повторенная за кем-либо;
ПАРАЛИЧ
неспособность мышцы (группы мышц) к сокращению вследствие нарушенной иннервации;
ПАРЕЗ
ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц;
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредных факторов до момента родов (пренатальные воздействия), во время родов (интранатальные) и в ранние сроки после родов (постнатальные);
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
навязчивое повторение одних и тех же движений;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
психические процессы, направленные на познание окружающего мира. К познавательным процессам принято относить восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, внимание;
вызывание правильного звука, начальное формирование звукопроизносительных навыков;
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ
период развития человека до рождения;
ПРОИЗНОШЕНИЕ
фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования,
воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации, соблюдения норм орфоэпии;
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
включает особенноси развития общей моторики, тонкой моторики рук, зритенльно-моторной координации, восприятия, психических функций и речи;
ПСИХОПАТИЯ
аномалия характера; неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах. Общая характеристика поведения при психопатиях включает следующие черты:
неуравновешенность, упрямство, недисциплинированность, импульсивность, отсутствие критичности по отношению к своим поступкам, затрудненность социальных контактов, плохое приспособление к школьным требованиям. У психопатов перечисленные черты так заметны, что создают сразу выделяющуюся личность;
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
телесные (соматические) заболевания, вызванные психологическими причинами;
РИНОЛАЛИЯ
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа.
Такую форму ринолалии называют открытой, в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах носоглотки;
СЕНСОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ
нарушения образного мышления, затруднения зрительной регуляции действий. В частности, часто страдает координация "глаз-рука" (зрительная регуляция мелкой моторики);
СЕНСОМОТОРНЫЙ
объединяющий сенсорные и моторные качества;
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы;
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы;
СЕНСОРНЫЙ
чувствительный, относящийся к органам чувств;
СИНКИНЕЗИИ
дополнительные движения, которые в непроизвольной форме привязаны к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе);
СИМПТОМ
признак заболевания или какого-нибудь явления;
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ
запас понимаемых слов;
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ
наличие слов, которыми данный человек пользуется в своей речи;
СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ
речь по слогам, нарушение ритма речи;
СОМАТИЧЕСКИЙ
телесный, относящийся к телу;
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
качественные изменения возможностей ребенка, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми. Социальное развитие прежде всего характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения;
СУРДОПЕДАГОГИКА
наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушениями слуха;
ТАКТИЛЬНЫЙ
осязательный, относящийся к ощущениям прикосновения и давления;
ТЕРАТОГЕННЫЙ ФАКТОР
вызывающий уродство;
ТИК
непроизвольные короткие движения, возникающие в одной и той же мышце или мышечной группе; нервное расстройство;
УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ
врожденное укорочение подъязычной связки. При этом движения языка могут быть затруднены;
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
в широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания как с их операциональной, так и с содержательной стороны, а также развитие речи;
ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ
заболевание, обусловленное наследственными нарушениями обмена фенилаланина. Вследствие нарушения обмена этой аминокислоты происходит избыточное накопление токсических веществ, поражающих центральную нервную систему;
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка;
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ
мозговой, принадлежащий к большому мозгу;
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
нарушения понимания смысла, причины и мотива поведения других людей и своих собственных;
ЭХОЛАЛИЯ
непроизвольное повторение звуков, слогов, слов чужой речи;
главная страница.