ФФН, фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные проявления, характирезующие ФФН:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть”: “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”;
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. “Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”;
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно,
но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старял стлагает дошку”;
Другие недостатки произношения: звук “р” — горловой, звук “с” — зубной, боковой и т.д.
Основные задачи логопедической работы:
Формирование звукопроизношения;
Развитие фонематического слуха;
Подготовка к обучению грамоте.
* * *
назад
|