просмотр времени астрологический калькулятор

Д И С Л А Л И Я


новости
характеристика
нарушения речи
тестирование
терминология
родителям


рекомендуемое разрешение 1024х768

          Дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:

  • функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;
  • органическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба. Органическую дислалию также называют механической.
В зависимости же от признаков, существенных для последующего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:
  • акустико-фонематическая дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;
  • артикуляторно-фонематическая дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;
  • артикуляторно-фонетическая дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, рассматривают следующие виды дислалии:
  • простая (монофромная) дислалия,при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;
  • сложная (полиморфная) дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп;
  • универсальная дислалия, при которой нарушено произношение всех или почти всех фонем (часто не выделяется в качестве отдельного понятия, а рассматривается как форма сложной дислалии).

          Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемое физиологической дислалией.

          Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — неприменное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Потому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения.

          Как самостоятельно проверить звукопроизношение ребёнка? Предложите ребёнку повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. Звук в словах должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и (когда возможно) в конце слова. Рекомендуемый примерный ряд слов:

  • Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес;
  • Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь;
  • Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык;
  • Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета;
  • Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец;
  • Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш;
  • Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи;
  • Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ;
  • Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь;
  • Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;
  • Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль;
  • Звук «р» — рак, корова, пар, комар;
  • Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь;

          Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в”: говорит “вак” вместо “лак”. “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто. “ш”, “ж” ,“ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”

*  *  *

          Механическая (органическая) дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения механической (органической) дислалии:

          Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.

Неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

          Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.

          Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).

          Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

*  *  *

          Акустико-фонематическая дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) это дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принития решения о фонеме. В основе нарушения лежит несформированность фонематического слуха, т.е. различение и узнование входящих в состав слова фонем. При акустико-фонематической дислалии система фонем у ребёнка оказывается неполностью сформированной по своему составу. Ребёнок не опознаёт тут или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствии этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. Звук узнается неправильно, и это приводит к неправильному восприятию слов. Примеры: слышатся и произносятся одинакого “гора” и “кора”, “жук” и “щук”. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха, а дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

*  *  *

          Артикуляторно-фонематическая дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) это дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признаком в моторном звене производства речи. Выделяют два варианта нарушений. При первом артикуляторная база оказывается неполностью сформированной. при отборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Таким образом, происходит замена одних звуков другими. В роли заменителя выступает звук, более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствии чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Например, одни и те же слова в разное время ребенок может произносить как правильно так и неправильно. Замена и смешение звуков при этой форме дислалии осуществляется на основе артикуляционной близости звуков. Например, меняется “т” на “к”, “д” на “г”, “с” на “сь”, “л” на “ль”, “т” на “ть”, “ц” на “ч”. “Коля” — “Толя”, “сад” — “сядь”, “лук” — “люк”, “тук” — “тюк”, “курица” — “курича”.

*  *  *

          Артикуляторно-фонетическая дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) это дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному, но иногда наблюдается другой тип искажений, при котором звук не опознается окружающими. Искажение выражается в том, что произносится звук, которого нет в фонетической системе языка. Например, велярный “р”, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный “р”, когда вибрирует маленький язычок, межзубный “с”, боковой “ш”, двугубный “л” и др.

          Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса “изм”. Ротацизм — дефект произношения звуков “р” и “рь”. Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков “л” и “ль”. Нёбные звуки (каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм). Каппацизм — дефекты произношения звуков “к” и “кь”. Гаммацизм — дефекты произношение звуков “г” и “гь”. Хитизм — дефекты произношения “х” и “хь”. Йотацизм — дефекты звука “й”. Дефекты озвончения: “c” – “з”, “ш” – “ж”, “п” – “б”, “г” – “к”, “т” – “д”.

*  *  *
назад



презентации
на главную
мониторинг
программа мониторинг
программа мониторинг
на главную


copyright 2006 © Дмитриева М.В.
Hosted by uCoz