просмотр времени астрологический калькулятор

А Л А Л И Я


новости
характеристика
нарушения речи
тестирование
терминология
родителям


рекомендуемое разрешение 1024х768

Алалия

          Алалия (от греч.: "a" - отрицание и "lalio" - говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяют моторную (экспрессивную) алалию, характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорную (импрессивную) алалию, при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Алалия — системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.

          У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной алалией.

          Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, т.к. самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

*  *  *

Моторная алалия

          Моторная алалия (экспрессивная) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. В основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, причиной которого является поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центра Брока) и его проводящих путей.

          Выделяют две формы моторной алалии: афферентную и эфферентную. При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии. При эфферентной алалии — к кинетической апраксии.

          Речевая симптоматика моторной алалии. Нарушены все компоненты речи, фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны. У моторного алалика не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения или действия. При моторной алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи — звукослоговой и морфемный строй. Несформированность ритмической структуры сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Словарной запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Грамматический строй развивается при моторной алалии замедленно и неравномерно, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью. На начальных этапах формирования речи у моторного алалика отсутствует потребность общения в связной форме, что обусловлено нарушением общей речевой активности. Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи при моторной алалии: от полного безречья до частичного отсутствия речи.

          Неречевая симптоматика моторной алалии. Общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация, замедленность или расторможенность движений. В большинстве случаев отмечается вторичная задержка умственного развития. Психофизическая заторможенность или расторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Малая речевая активность при моторной алалии ограничивает запас общих понятий.

          Коррекционное воздействие при моторной алалии. Алалия — медико-психолого-педагогическая проблема. Логопедическая работа может быть эффективна только в том случае, если ведется систематически и комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачем-психоневрологом (невропатологом, психиатром).

*  *  *

Сенсорная алалия

          Сенсорная алалия (импрессивная) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой обочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центра Вернике) и его проводящих путей.

          Речевая симптоматика сенсорной алалии. Нарушено понимание речи. Не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом (действием), что носит название замыкательной акупатии. При сенсорной алалии часто наблюдается гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание бумаги, звук капающей воды и т.д.), что отличает сенсорных алаликов от слабослышащих детей. Может наблюдаться эхолалия. Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно: у слабослышащих голос лишен звучности, звонкости, у детей же с сенсорной алалией голос нормальный, звуки и слова продуцируются с нормальными модуляциями и интонациями.

          В чистом виде сенсорная алалия встречается редко. Чаще наблюдается смешанная сенсо-моторная алалия или моторная алалия с сенсорным компонентом.

*  *  *
назад



презентации
на главную
мониторинг
программа мониторинг
программа мониторинг
на главную


copyright 2006 © Дмитриева М.В.
Hosted by uCoz